По итогам 2020 года Москва впервые за долгое время обошла регионы по объему ввода в эксплуатацию новых торговых центров. Соотношение столицы и остальной России выглядит так: 55% против 45%. Для сравнения, в прошлом году на регионы пришлось почти 73% квадратов ТЦ, тогда как на столичные проекты только 27%.

Объясняется это смещение показателей активности пандемией и удорожанием строительных материалов, к которому региональные девеловеры, как оказалось, не готовы. При этом, как отмечают специалисты, некоторую роль в результатах столичных исполнителей сыграло и страхование строительно-монтажных рисков при возведении современных торговых центров. Как страховое сопровождение помогло столичным компаниям показать лучший результат?

Страхование строительства торговых помещений в условиях пандемии

Прежде всего, страхование СМР, которое в Москве традиционно распространено больше, чем в регионах, нарастило свое положительное значение в условиях пандемии:

  • существенно снизились риски непредвиденных расходов (это позволило высвободить ряд статей, посвященных таким рискам в смете, и обеспечить стабильный ход стройки даже в замедленном темпе);
  • многие амбициозные региональные проекты, запущенные еще в 2017–2018 гг., в 2020-м вынуждены были остановиться после периода самоизоляции (в том числе, ввиду расхищения стройматериалов, оставленных на период «паузы» без должной защиты, от чего страхование СМР могло их защитить);
  • для кредиторов, поддерживающих девелоперов, сам факт наличия страхового сопровождения по-прежнему остается одним из показателей надежности и серьезности намерений в отношении проекта, что определяет более комфортные условия согласования кредитов, необходимых в связи с ростом цен на стройматериалы.

В итоге страхователь, который воспользовался правом на страховое сопровождение проекта строительства, получил снижение рисков по ряду статей. Он не платил за повреждения спецтехники, кражу материалов, разрушения конструкций, связанные с остановками, другие негативные события. И совместными усилиями (страховщика, осуществившего выплату, строителей и организаторов) сумел вернуться к активной работе сразу после отмены жестких карантинных ограничений.

Дополнительные плюсы страхования СМР

Плюс, страховые компании, которые заключали договоры уже после объявления пандемии, сразу предъявляли страхователю требования по обеспечению профилактических условий на стройплощадке. Это помогло избежать штрафов с началом массовых проверок условий работы строителей и гарантировать бесперебойное строительство.

Более того, российские страховщики предложили застройщикам дополнительную финансовую защиту – страхование ответственности за соблюдение сроков, установленных договором с заказчиком или инвестором проекта. Те, кто ей воспользовались (как опцией комплексного страхового договора на период СМР), тоже смогли избежать многих сложностей, способных привести к задержке со сдачей объекта.

Особенности страхования строительства ТРЦ в условиях пандемии

Суммируя, можно заключить, что страхование строительных и монтажных работ на таком масштабном проекте, как возведение торгового центра, сыграло свою положительную роль и сделало вклад в результат московских строителей. Причем вопреки ожиданиям пессимистов даже в период самоизоляции и жестких карантинных ограничений у страхователя оставалась возможность оформить страховой полис для защиты строительной площадки.

Напомним, еще с марта-апреля 2020 года страховые компании из топ-10 рейтинга надежности предложили своим клиентам заключать договоры страхования (в том числе, страховки СМР) в режиме онлайн. И сегодня такой формат «бесконтактного» сотрудничества продолжает набирать популярности.

Все можно решить онлайн (или почти все)

Лидеры страхового рынка сегодня активно прорабатывают программы, по которым страхователь (строительная компания, саморегулируемая организация, заказчик или инвестор проекта) сможет пройти весь путь обеспечения страхового сопровождения стройки без посещения офиса:

  • уже есть возможность проведения удаленного анализа объекта страхования по фото- и видеоматериалам клиента (иногда – с выездом представителя страховщика, но на встрече страхователю присутствовать необязательно);
  • набор подключаемых рисков определяет сам заявитель (это работает в формате анкеты, заполняемой онлайн);
  • некоторые компании готовы даже рассматривать претензии на выплаты без личной встречи с клиентами (пересылка документов, бесконтактная организация выезда сотрудника страховой компании).

После того как страхование СМР вновь разрешили добавлять в смету, а его стоимость оставалась стабильной на протяжении всего непростого 2020 года, от данного страхового продукта эксперты ждут только развития. В том числе, по части внедрения технологий удаленного сообщения сторон страхового договора.