Как строительные компании, так и коммунальные службы в большинстве случаев (по разным подсчетам – от 60 до 80%) используют арендованную технику. Как ни странно, но более половины парка машин, передаваемых в пользование по договору аренды, остаются незастрахованными. В итоге за их поломку платит либо собственник, либо арендатор.

Правда, касается это преимущественно возрастных агрегатов. Новые машины, которые почти в 100% случаев приобретаются в кредит или лизинг, страхуются в обязательном порядке. Причем по программам от всех рисков, что де-факто не всегда обосновано.

Кто должен застраховать специализированную технику

А вот застраховать специализированную технику от выборочного пакета потенциальных угроз полезно всем – и заемщикам, и арендаторам, и собственникам. При этом договор оформляет кто-то один:

  • при покупке новых машин в кредит это всегда их покупатель (чаще всего компания, которая предоставляет устройства во временное пользование строителям и коммунальщикам);
  • парк, сдаваемый в аренду, уже может быть застрахован его собственником (при этом цена страхования разбивается между пользователями и уже включена в тариф);
  • в некоторых случаях вместо оформления одного страхового договора, собственник спецтехники предпочитает требовать от арендатора краткосрочных договоров страхования, тогда страхователем выступает его клиент.

Топ-5 рисков, которые нужно застраховать для проведения работ зимой

В пакете покрываемых рисков по таким программам страховой защиты могут учитываться до 50 пунктов. Как показывает практика, актуальными из них являются примерно 50–60%. Если же брать по минимуму, то для проведения зимних работ специализированную технику в обязательном порядке нужно застраховать:

  • от пожара (треть страховых случаев приходится именно на этот фактор);
  • наезда других агрегатов (в 2018 году он был причиной поломки устройств в 22% случаев, в 2019-м на долю таких инцидентов в общем списке причин происшествий пришлось 28%);
  • опрокидывания или съезда в котлован (обычно подобные риски перечисляются в одной группе и на время зимних манипуляций от них лучше не отказываться – погодные условия создают благоприятную среду для их реализации);
  • падения на технику снега или сосулек;
  • просадки устройств в грунт.

Колесную технику дополнительно можно застраховать на случай дорожного происшествия (риск, который не всегда включен даже в пакет страхования спецтехники от всех рисков), но при доставке ее на площадку без выезда на другие объекты это необязательно. То же касается угона. По статистике, в холодное время он случается крайне редко (за последние пять лет менее 10 случаев в период с ноября по март).

Какие риски можно не страховать

Переплачивать за страхование гусеничных устройств от ДТП или угона, если оба риска входят в пакет «от всех рисков», нет резона. Согласно действующему транспортному законодательству, подобные агрегаты не могут перемещаться по дорогам общего пользования самостоятельно, так что похитить их в снежную погоду представляется крайне сложным делом. Дорожные же происшествия (которыми по правилам страховых программ признаются только инциденты на дороге общего пользования) таким устройствам в принципе не угрожают.

Ответственность за арендованную спецтехнику

Пользователям, которые приняли агрегаты в аренду, полезно подумать над приобретением расширения – страхования ответственности за вверенный механизм. С одной стороны, оно гарантирует, что платить за повреждения не придется, даже если в них будет вина оператора. С другой стороны, для арендодателя такой полис станет дополнительной гарантией (и поводом для скидки).