С 5 октября в России вступил в действие приказ Минстроя, который вернул расходы застройщика или генподрядчика на страхование строительства при реализации госзаказов в смету расчета стоимости этих заказов. По мнению представителей страхового рынка, это вернет «потерянные» в 2014 году сборы страховых компаний, правда, не в изначальном, а лишь в половинном объеме.

Новый импульс

Общество экспертов в области строительства не разделяет пессимизма своих страховых партнеров. Напротив, здесь считают, что фактические «недоборы» страховых компаний после удаления из сметы расходов на страховку СМР существенно завышены. А новый приказ поспособствует не «возвращению» практики страхования, но росту количества страховых договоров, заключаемых строителями.

Как все было до приказа Минстроя

Страхователи, в роли которых могут выступать как застройщики, так и управляющие строительными проектами, и генподрядчики, и подрядчики, отмечают, что в 2014–2020 гг. до принятия последнего приказа:

  • страхование сопровождало более 80% госзаказов;
  • примерно в 30% случаев оплачивали страховой полис сами строительные организации, по остальным контрактам действовала предыдущая практика (исполнитель оформляет страхование строительно-монтажных работ по требованию заказчика, а последний возвращает страхователю потраченные средства, за исключением расходов на страхование ответственности за СМР);
  • выбор страховщика осуществлялся либо строительной компанией (чаще), либо по согласованию между заказчиком и исполнителем.

Экскурс в историю

Напомним, повышенный интерес к вопросу включения в смету строительства расходов на страхование СМР привлекли несколько случаев, имевших место в 2017–2019 гг. Тогда некоторые администрации городов России постфактум через суд вернули в городской бюджет деньги, выплаченные строителям за страховку. После чего в ряде регионов СРО и строительные организации начали отказываться от страхования будущих проектов, ограничиваясь только договором страхования собственной ответственности.

Поведение страхователей в такой ситуации можно понять, ведь всего шесть лет назад договор страхования строительных работ действительно оплачивали именно госзаказчики. Причем осуществлялось это постфактум при предоставлении исполнителем данных об уже заключенном соглашении со страховщиками.

«Преступление и наказание»

Но в 2014 году власти выказали подозрение, что некоторые строительные предприятия «раздувают» расходы на страховое сопровождение. И их подозрения были небезосновательными.

  • По приблизительным подсчетам примерно в 70% случаев страхование госпроектов увеличивало их стоимость на 2% минимум.
  • Тарифы же в страховании СМР практически не менялись с 2010 года и варьировали по состоянию на 2014-й в пределах 0,1–1% от расходов на строительство объекта.

Подозрения власти выглядели логичными, а вот реакция – несколько неожиданной. Вместо введения дополнительных инструментов контроля порядочности застройщиков и взятия на себя вопросов страхового сопровождения, было решено просто переложить де-юре страховые расходы на исполнителя. И это привело к резкому сокращению желающих застраховать свои работы.

Итоги реформы 2014-го

По данным страховщиков, в 2014 году рынок потерял порядка 40 млрд рублей сборов из-за массового отказа от страховок СМР при реализации госпроектов. Но резкий спад быстро сменил этап стабилизации, – утверждают аналитики. Стороны либо договорились (и страхование по-прежнему оплачивал заказчик), либо застройщики взяли на себя эти затраты.

По данным статистики, уже к 2018 году порядка 70% госзаказов вновь сопровождались договорами страховки СМР. А стоимость страховой защиты снизилась с 2 до 0,8% стоимости проекта в среднем с учетом организационных расходов.

Разворот к исполнителю

После возвращения к привычной практике на основании приказа Минстроя, как считают специалисты, произойдет следующее:

  • компании, занятые строительством, которые отказались от госконтрактов, не имея возможности нести дополнительные расходы, вернутся на рынок;
  • конкурентная борьба между страховщиками ожесточится, вероятен рост предложения со стороны страховых компаний, ранее потерявших позиции в страховании строительно-монтажных работ;
  • застройщики по-прежнему будут выступать страхователями чаще, только перекладывать обязательство по компенсации затрат на страховой полис они смогут не в отдельных случаях, а всегда.

Все это позволит восстановить полностью ранее потерянный страховщиками портфель (по подсчетам лидеров рынка, сегодня он оценивается в 20 млрд рублей), и нарастить активность страхования строительства по заказу государства и муниципальных органов. Примечательно, что накануне принятия приказа Минстроем в добровольном страховании частной застройки уже наблюдались схожие тенденции – строители и заказчики в поисках новых финансовых гарантий в сложных обстоятельствах все чаще обращались к страхованию.

Хотите узнать условия страхования?

Оставьте заявку и наш специалист свяжется с вами!



    Нажимая кнопку "Отправить" вы соглашаетесь
    с политикой персональных данных
    действующей на сайте.