По мнению экспертов, единственный способ получить в России качественные ровные долговечные дороги – обязать их исполнителей финансово отвечать за каждый выявленный дефект и ремонт раньше срока. А единственный способ обеспечить такую возможность для застройщика – застраховать его риски на время строительства путепровода под любой транспорт. Этот продукт набирает популярности, но его эффективности мешает неправильный подход страхователя к формированию рисковой программы страховки СМР.
Что надо учитывать при страховании СМР на время строительства дорог
Коробочное решение по страхованию строительства в случае с восстановлением или возведением ответственных дорог нельзя назвать оптимальным выбором. Напротив, в такой практике важно индивидуализировать программу, учитывая все существенные обстоятельства стройки:
- рельеф местности;
- осадки и климат;
- геологию участка строительства;
- сейсмоактивность региона;
- вероятность оползней и просадки грунта.
Большое значение имеет уровень технической сложности проекта. Чем больше он предполагает подземных элементов и надстроек, тем более внимательно следует отнестись к списку рисков. Особенно если на трассе планируются участки протяженностью от километра, на которых классическое полотно (дорога в привычном понимании) занимает менее 10%, остальное – тоннели, эстакады, «серпантин» и т. д.
Нестандартные риски для СМР
Классический полис страхования строительно-монтажных рисков при возведении, реконструкции или перевооружении наземных сооружений включает стандартный набор рисков. Сюда относятся пожары, поджоги и другие противоправные действия третьих лиц, затопления, стихийные бедствия, нарушения режима и графика из-за выхода из строя или хищения применяемой техники и другие опасные ситуации. Отдельным пунктом идет ответственность строителя, страхование которой покрывает расходы на устранение последствий:
- нарушений графика по вине подрядчика;
- упущений при планировании и в расчетах (разметке территории);
- ошибок при выборе материала и прочих просчетов, которые приводят к серьезным нарушениям целостности отстраиваемой конструкции или провоцируют аварийные ситуации.
Специфика дорожного строительства формирует рисковое наполнение программы
В случае со страхованием СМР на время проведения дорожных работ подход к рисковому наполнению должен быть несколько иным. Здесь тоже надо учесть традиционные риски, но к ним должны добавляться угрозы, связанные непосредственно с проводимыми манипуляциями по их списку. Примеры:
- 100% проектов строительства дорог и магистралей предполагают устройство траншей, для которого требуется и специальная техника, и материалы для укрепления. Между этапом подготовки и укрепления траншеи может пройти от нескольких дней до нескольких недель в зависимости от занятости подрядчика и графика финансирования работ. Если в это время пройдет дождь, например, своды траншеи обвалятся, а грунт попадет в выработку, что приведет к необходимости проведения дополнительной зачистки или углубления. В худшем случае – заделку воронки и новое копание траншеи. На доработки нужны деньги, которых в смете нет. Для заказчика это лишние траты, которых можно и надо избегать с помощью страхования.
- В подготовленные канавы, траншеи, тоннели может попасть вода из коллектора, расположенного поблизости. Это приведет к переувлажнению почвы и ее обвалу.
- При расширении существующего путепровода или его реконструкции, ремонте нередко дорога остается рабочей. Присутствие транспорта на площадке увеличивает многие риски, и это в полисе должно учитываться. Здесь же – различные повреждения применяемой техники и отстроенных конструкций в результате ДТП.
- В дорожном строительстве используют тяжелую технику, для прохождения которой к месту работ устраиваются временные балки. Их повреждение приводит и к порче оборудования, и к нарушению готовых конструкций или авариям на стройплощадке.
Страхование строительных рисков может покрывать как их все, так и часть наиболее дорогостоящих (в перспективе) последствий негативных событий. Здесь многое зависит от готовности заказчика оплатить полис, сложности проекта, финансовых возможностей страхователя-строителя. В каждом случае полезно формировать этот лист учтенных угроз индивидуально.
Желательно привлечь к процессу двух специалистов – опытного застройщика, который работал с подобными дорожными проектами, и эксперта по страхованию. Хорошо, если консультанты не будут связаны с конкретной страховой компанией или поставщиком стройматериалов. В таком деле, как разработка эффективной страховой программы важно, чтобы принимаемые решения были объективными (и не диктовались заинтересованными в продажах лицами).
Хотите узнать условия страхования?
Оставьте заявку и наш специалист свяжется с вами!