Спустя шесть лет после отмены страхования строительства за счет заказчика (госконтракты) стоимость полиса триумфально возвращается в сметы реализации масштабных проектов. Точнее, еще не возвращается – Минфин только подал законопроект, который предусматривает новые правила оформления страховки строительно-монтажных работ, в том числе, за счет инициатора строительства.

Почему страховку отменили (и отменили ли)

Интересно, что отменена возможность заключения страховых договоров, стандартно обязательных (не де-юре, но де-факто) для госзаказов, тем же ведомством. Случилось это в 2014 году, когда Министерство финансов посчитало, что государство в целом и муниципальные бюджеты в частности существенно переплачивают за страховое сопровождение проектов.

Надо сказать, доля истины в таком заключении была. По состоянию на 2014 год средняя стоимость договоров страхования СМР составляла 0,9–1,5% от цены застройки. При этом, как сегодня признаются эксперты страховых компаний, такого «задела» для рисков, возникающих в ходе строительства, действительно очень много.

Страховщики исправились

На 2020 год ситуация переменилась кардинально. Правда, только в части стоимости и общей суммы сборов. Так, статистика на октябрь 2020-го:

  • тарифный коридор в страховании строительно-монтажных рисков (страховщики из топ-20 рейтинга Центробанка, имеющие соответствующую лицензию) находится в пределах 0,01–1% от стоимости проекта;
  • средняя цена страхования СМР на нежилых объектах – 0,15%, в жилищном фонде – 0,07–0,1%;
  • доля страхования СМР в портфеле страховок иного имущества юридических лиц по количество договоров – менее 22%, по спорам – 22–27% по разным оценкам (на 2014-й она составляла 30% по сборам).

Как видно из последнего пункта, количество договоров и сума сборов по страхованию для госконтрактов не сказать чтобы снизилась за последние шесть лет очень сильно. То есть исключение страхового полиса из сметы в свое время не привело к краху всего рынка. И это несложно объяснить: страховать стройку никто не перестал – расходы на оформление страхового сопровождения просто легли на самих строителей (и были заложены в тарифы их работ).

Положительная статистика опередила изменения в законодательстве

Тем не менее после принятия нового законопроекта, инициированного Минфином, страховщики ждут очередного всплеска в сегменте. Более того, уже сейчас на фоне кризиса, пандемии и режима, близкого к карантину, этот всплеск наблюдается.

Специалисты связывают рост страховок СМР в 2020 году (а он существенный – в 3–5 раз, по информации страховых организаций) не столько с возвращением затрат на страхование в смету, сколько с пересмотром плюсов страхового сопровождения самими строителями. Возможность переложить эти расходы на заказчика для них стала, скорее, бонусом.

Что думают заказчики строительных проектов

Заказчики же строительных проектов (и не только государственные) опасаются, что восстановление возможности страховать строительство за счет его инициатора еще сильнее «ударит» по ценам стройки, и без того поднявшейся с января на 22%. Представители Минфина и страхового сообщества же считают такие опасения необоснованными по двум причинам:

  • стоимость строительства будет удерживаться на прежнем уровне (никаких предпосылок к ее росту нет, к тому же Центробанк в последнее время активно следит, чтобы страховщики не «спекулировали»);
  • нагрузка до 0,15% от стоимости проекта не станет ощутимой, зато позволит списать многомиллионные риски по дорогим масштабным проектам.

Новый подход к ценообразованию

К слову, страховые организации обещают к 2021 году переработать применяемые алгоритмы оценки рисков в страховании СМР, чтобы минимизировать стоимость для ряда объектов. Сейчас самый недорогой вид страхового сопровождения доступен только в частной застройке. Нежилое же строительство всегда обходится дороже. Для него страховщики планируют разработать таблицу рангов (чтобы инвесторы, отстраивающие офисные здания, например, или магазины, не переплачивали за риски при строительстве портов или других зон сложного технического исполнения).