Центробанк опубликовал традиционный отчет по результатам работы страхового рынка в III квартале 2020 года. И в одной из глав документа, посвященной имущественной страховке, страхование СМР фигурирует, как вероятный драйвер целого рынка страхового сопровождения юридических лиц.

Новый драйвер

Такое предположение аналитики мегарегулятора сделали на основании Приказа Министерства строительства № 421/пр, который утверждает новую методику расчета смет по строительным проектам. Напомним, в обновленной версии Методики предусматривается учет стоимости страхования строительства в общей смете. Де-факто это возврат к прошлой практике, отмененной в 2014 году из-за быстрого роста стоимости такого страхования, особенно для объектов, отстраиваемых по государственному контракту.

После шести лет «перерыва», когда страховые тарифы пришли к историческому минимуму (в том числе, из-за падения объема страховок, но не по госзаказам), правило страхования строительных рисков вновь обещает стать приоритетным. Так считают в Центробанке.

И в целом эксперты с этим согласны. С одной оговоркой: приоритет страхования строительных рисков перед их нестрахованием появился еще до выхода обновленной Методики.

Подъем все-таки будет, но не только по Приказу

На самом деле, как утверждают аналитики, отмена «обязательного» страхования СМР при госконтрактах де-факто заключения полисов не отменила. Просто их стоимость переложили на строителей, чем последние, конечно, были не довольны.

Правда, как показывает практика, многие застройщики учли дополнительную статью расходов в ценах своих услуг. Таким образом, ситуация для заказчика проекта изменилась мало.

Точнее, она не изменилась в части страхового сопровождения и его оплаты (пусть и по другой статье). Но сами страховые полисы существенно подешевели после жесткого решения Минфина (это по его инициативе страхование исчезло из обязательных расходов).

К чему привел отказ от страхования СМР по госзаказам

В результате индустрия действительно потеряла значительный объем сборов. К этому добавились и другие сложности:

  • в частном строительстве, где еще не успела сформироваться «привычка» страховать риски во время ремонта или строительства, к полисам стали относиться с еще меньшим интересом, чем до этого;
  • на крупных стройплощадках (не госзаказы), где часто ориентировались на практику госзаказчиков, либо полностью отказались от страховки СМР, либо ограничились страхованием ответственности строителей (оно есть у всех, поскольку нужно для допуска СРО);
  • те, кто сохранил привычку страховать строительные и монтажные риски (не будучи госзаказчиком), после 2014 года, тоже сильно сократили страховые расходы, оставив в списке покрываемых рисков минимум.

Проще говоря, сами госзаказчики от страхования не отказались, но будучи в определенном смысле законодателями моды на него, они перестали подавать пример, когда исключили страховые расходы из смет. Теперь, когда стоимость полиса вновь официально можно вносить в перечень строительных затрат, ситуация может перемениться.

Приказ Минстроя только усилит уже сложившуюся тенденцию

Хотя у страхования СМР есть и другие причины, чтобы начать расти, – уверены специалисты. Во-первых, это все еще минимальные страховые тарифы, которые могут начать рост уже со второй половины 2021 года (но не для тех, кто успеет наработать страховую историю).

Во-вторых, за шесть последних лет страховщики сделали немало, чтобы заинтересовать потенциальных страхователей оформить страховой договор по собственной инициативе, предложив:

  • комплексные программы;
  • подключение востребованных опций страхования спецтехники;
  • расширенную географию покрытия;
  • годовые полисы и т. д.

В-третьих, пандемия тоже внесла свой вклад в копилку страхования СМР. Показав, насколько серьезными могут быть обстоятельства, и как рискованно на самом деле оставлять даже на неделю стройплощадки без защиты. Именно это привело к активному росту в сегменте уже в 2020 году. Учитывая ожидания новой волны Covid, можно смело прогнозировать, что в 2021-м эта тенденция только укрепится.